ovod_next (ovod_next) wrote,
ovod_next
ovod_next

Category:

Памяти поэзии

  Моя статья трехлетней давности (2017г), написанная для "Русской стратегии". Не думаю, что сегодня она стала менее актуальной.

С печалью я смотрю на наше поколенье:

   Его грядущее иль пусто, иль темно,

   Меж тем под бременем познанья и сомненья

   В бездействии состарится оно.

       М.Ю Лермонтов

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…» изрёк когда-то Тютчев.  Не думаю – дано! Вопрос в том, КАКОЕ это слово: то, что может, как в мифах, горы сдвигать – или ну оч-чень громкий, но пустой крик петушка, красующегося перед курочками.

Ну, а самое главное – долетит ли,  баллистической ракетой по мощи воздействия, до слушателей, либо будет перехвачено вездесущей ПВО властителей мира сего и уничтожено, едва вырвавшись на свободу. «Рукописи не горят»? Как бы не так! – и горят, и попросту гниют: на свалках, в дальних ящиках столов…

Муза Поэзии была, пожалуй, самой востребованной обществом во все времена, вливала  ли она в грудь тихие светлые чувства нежной любви к другу, к любимой, к Природе, к Богу, либо раскалённый металл ненависти к тиранам и завоевателям, зовя в бой, на самопожертвование. И выходил впереди войска скальд, миннезингер или трубадур, запевая  «Песнь о Роланде» - и войско в едином порыве летело  вперёд, гоня и разрывая врага. А затем усталым израненным рыцарям у костра или камина бард читал стихи или пел песни  совсем другого порядка:  о подвигах предков, о любви к прекрасной даме – и утихала боль ран, а в души приходили покой и блаженное умиротворение.

И в более поздние времена слово обладало невообразимой силой. Разве не стал знаменем национальной революции 1848г (подавленной, кстати, российскими войсками Николая I) пламенный Петефи Шандор: «Вставай, мадьяр, зовёт Отчизна!». А чего стоили бы все попытки создания «украинской нации» без стихов Тараса Григорьевича Шевченко?

Это понимали пришедшие к власти большевики, и уничтожая одних поэтов они всё же вынуждены были приближать к себе других, создавая им условия для существования и массово издавая их произведения. Да не мог русский народ без высокого поэтического слова, без этой гармонии, звучащей в душах и зовущей куда-то ввысь! Как  ждали в войну от Твардовского новых глав «Василия Тёркина»!  А потом, в 50е  страна ждала, искала и зачитывалась поэмами «За далью даль» и «Тёркиным на том свете». Об этом сейчас предпочитают не вспоминать.

А как (уже даже в послевоенное время) девушки переписывали и заучивали наизусть симоновское «Жди меня»! А шестидесятые?! Заполненные стадионы, и звучащие повсюду из магнитофонов песни Визбора и Окуджавы, Высоцкого и Галича… Нет (к сожалению!), особой революционности ни в ком из тогдашних авторов не было, но даже та тщательно ловимая всеми толика новизны была свежим ветром, наполнявшим грудь чистым воздухом, сдувавшим корку гнилых догм и пролитой крови.

Вы можете что-либо подобное представить в НАШИ дни? Можете назвать имена СОВРЕМЕННЫХ любимых вами поэтов, чьё  слово заставило бы звучать ваше сердце ему в резонанс? Говорите – нет таких? Чушь – есть, а ещё и сколько! Просто живёте вы с ними в РАЗНЫХ СТРАНАХ: вы – в своей, они – в своей, и похожи они скорее на небольшие герметические коробочки, в лучшем случае – на микротусовочки, между собою не соприкасающиеся. Создана подобная система по образу и подобию штатовской: там у них, в отличии от русской, широкой, всеобъемлющей, поэзия – локальная, тусовочная, «университетская». Потому что СЛОВО, слово ПОЭТИЧЕСКОЕ нынешним властителям мира сего ОПАСНО – наученные историческим опытом они его СТРАШАТСЯ. Особенно опасно то, которое будет сказано о современности, ибо если это не кукарекание графоманов, а действительно ПОЭЗИЯ – СЛОВО ОТ БОГА, то оно будет словом ПРАВДЫ – Бог ведь не врёт никогда. А всё нынешнее общество построено на другом принципе – лжи и лицедейства. Посему даже на ТВ-каналах, пропагандирующих «культуру», вы встретите в основном темы о театре и кино, актёрах и актрисках с рассуждениями не ЧТО – а КАК они играют. Поэзией нынешнего дня там и не пахнет, разве что извлекут кого-то из нафталина – но его запах уж никак свежим ветром не отдаёт и парусов не наполняет.

« Послешестидесятниковскую» поэзию, как огонь из бранспойтов, залили едкой жижей «модернистов», «постмодернистов», «метаморфистов» и прочих «истов», потушив её и отсекая от читателя, сознательно отравив его вкус вот этими «измовскими» извращениями – равно как чистую любовь погребают сейчас под фекалиями извращенцев сексуальных. Любая искра таланта гасится, любой росток уничтожается на корню. Зато тщательно культивируются чертополохи. Вот уже Швыдкой тянет на телеэкран неких «рэперов» (рэпер «Гнойный» - прекрасная всё объясняющая кликуха!), на сей раз  пытаясь пропагандировать тетеревиное токование, в котором ни чувств, ни самих слов не уловить, неким образцом «нового течения в поэзии». Мы, одна из самых талантливых и поэтических наций в мире, услужливо пытаемся подражать африканским дикарям!

А куда тратятся народные (налогоплательщиков!) деньги, которые вроде бы выделяются бюджетом на «культуру»? На содержании армии чиновников, «сидящих на культуре» и этим питающихся, но уж никак сойти с неё и дать возможность ей свободно развиваться не желающие. Что им, более ни к чему не пригодных, картофель идти в поле окучивать? Окучивать культуру значительно выгоднее. И выделяются сотни миллионов на дурацкие  провокационные фильмы, на бегающих по сценам голых баб и мужиков, а у Поэтов нет денег на издания собственной книги. Нет, если всё же  у вас  деньги найдутся, то будь вы хоть Пушкин, хоть  Пупкин – издавайтесь за свой счёт на равных. Тем более ваша выстраданная сотня экземпляров дальше друзей и знакомых не пойдёт никуда. В СТРАНЕ НЕТ ИЗДАТЕЛЕЙ, могущих изыскивать деньги на актуальные, нужные СЕГОДНЯ народу произведения – и даже извлекающих из этого прибыль. В стране уничтожена сеть книжных магазинов. В стране, порою объявляющей о своей «заботе о молодых авторах» - как будто возраст автора может придавать какую-либо значимость его произведению? – пропагандируется полная ахинея, бездарность, отстранённость, и в то же время полностью отсекается и замалчивается всё талантливое, насущное,  современное. «Год литературы» 2015г., объявленный таковым, скорее можно было назвать позором, чем достижением, ибо никакими достижениями он не отличился, да и вообще о нем мало кто слышал.

Кстати, кто хочет – тот ищет способ. И в той же Украине, лихорадочно пытающейся создавать «собственную нацию», подход к поэзии значительно более конструктивный и доброжелательный – конечно же, к «своим». Своих поощряют, своих пропагандируют.

А здесь если собираются залы, то уже не для Слова, а для обозрения голых попок, изрыгающих в лучах разноцветного освещения некие однообразные, десятки раз повторяющиеся звуки – без чувства и смысла;  залы, заполненные бьющимися в истерике  психически нездоровыми одноизвилинными «фанатами» и «фанатками». Это уже явно не русский народ с его широкой песенной, поэтической душой – вынули её, душу-то. А если где и оставили, то звучат в ней не поэтические соловьиные трели – они  забрызганы помётом известных ежедневно навязываемых телепередач. А с такой «душой» - какая уж нация? Не об этом ли Максим Горький писал:

А вы на земле проживёте,

Как черви земные живут:.

Ни сказок про вас не расскажут,

Ни песен про вас не споют…

Александр Степанков

для Русской Стратегии

http://rys-strategia.ru/

Tags: литература
Subscribe

  • Азиопа

    Народец тот же там и тут, Ни лучше, ни умнее, И есть такой же Ким Чен Пут, Как в Северной Корее, И в головах такой же мрак От вечного испуга...…

  • Вопрос с грибами

    « У нас в Рязани грибы с глазами: их едят, а они – глядят…» Пословица (на мой взгляд садистски – дурацкая) Весна…

  • (no subject)

    Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. Н.А.Некрасов Из поезда, картинкою красивой Налюбовавшись, глядючи в окно, Заезжий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments