
Не так давно открыл для себя творчество Дмитрия Михайловича Балашова (1927 – 2000). Нет, что-то слышал, что-то читал и раньше, но как-то-так мимо, вскользь… И только серьёзно «зарывшись» вглубь серии романов понял, что это же КЛАССИКА, талантливая, вдумчивая и всеобъемлющая, которую нужно ставить не только в один ряд, но и намного выше многих наших «классиков в законе». И в то же время это наша история, написанная с мудростью и знанием великим, по этим книгам её бы изучать, не в пример канареечным песенкам Дюма, Пикуля и др., или той узаконенной мертвечине , которую пафосно упаковывают в чистый лист нашего сознания ещё со школьной скамьи. Но только в книгах Балашова желание понять историческую правду, незамутнённую политической конъюнктурой, а это идёт вразрез с утверждёнными догмами (а по ним и жить, и править значительно проще!) сияминутных властей, и светских, и церковных.
Вот лишь маленьким примером его строчки о Мамае – написанные в конце прошлого века (Дмитрий Балашов «Святая Русь. Степной пролог»)
«Этот … зять покойного изверга Бердибека, всю жизнь изворачивался и хитрил, отлично постигнув мерзкую науку власти: знанье того, когда и кому надобно вонзить в сердце кинжал или напоить ядом, какую голову следует отрубить и кого задавить, закатавши в кошмы, чтобы не лишиться власти. Но он не ведал главного, того, что подобная власть некрепка уже потому, что лишает себя сильных, талантливых и смелых сподвижников. Этого он не понимал совершенно, как не понимали того ни Калигула, ни Нерон, ни Тиберий, ни все прочие, несть им числа, сатрапы и диктаторы, до Ивана Грозного и до недавних российских генсеков, которые все делали одно и то же: изничтожали живые силы страны до тех пор, пока корабль государственности не переворачивался, а ежели и спасались, то не благодаря, а вопреки своей «деятельности», спасались помощью ещё не уничтоженных, ещё не расхищенных национальных сил».