Восстание было организовано большевиками, поэтому основная масса находившихся в городе солдат и офицеров старой российской армии предпочло держать нейтралитет. Однако рабочие "Арсенала" и других предприятий его поддержали. Как ни странно, поддержку оно нашло даже у части солдат сформированных ЦР "национальных украинских" частей - Богдановского, Шевченковского полков и полка им. Сагайдачного. Поэтому на первых порах оно победно развивалось и сил на подавление его у ЦР попросту не было.
Суть тут была, пожалуй, не только и столько в политических лозунгах. Киев - русский город, населённый издавна русскими людьми (будь то малороссы или великороссы). Население было достаточно образовано (много учебных заведений), чтило свою историю и убедить его кучке клоунов в напяленных картинно подбитых молью кожухах (как Шевченко на известной фотографии - на фрак!) в том, что они являются "отдельным народом" было просто невозможно. Ещё не так давно киевляне искренне рыдали, поражённые подлым убийством в их городе великого Петра Аркадьевича Столыпина и поставили ему памятник на собственные деньги. Горстку придурочных "националистов" отторгали и осмеивали не только в городе, но даже в самых отдалённых сёлах - никто из спокойных трезвомыслящих малороссов в "украинцы" не стремился и откровенно подсмеивался над "синежупанниками". Помните у киевлянина Булгакова эпизод с бабкой на базаре, из сумки которой высунул шею петух и во всё горло прокукарекал: "Петур-ра!"? К.Г.Паустовский рассказывал о встрече "министров-националистов" с киевлянами. На трибуну вышел "министр" с моржовыми усами и в вышиванке, с горящими глазами явно психически нездорового человека. Увидев, что его никто не принимает всерьёз и слушать не собирается, яростно заорал в зал: "Москали?". "Ага!" - ответил кто-то в зале. И тут "министра" прорвало: брызжа слюной, он затрясся, выкрикивая в зал проклятия, типа нынешних "чемодан, вокзал, Россия!". С большим трудом Винниченко (генеральному секретарю) удалось утащить его за кулисы. Клоунов высмеивали - и если это делал Паустовский, "украинец из украинцев" по новой классификации (он был прямым потомком гетмана Сагайдачного), то что уж говорить об остальных киевлянах?
И всё же восстание потерпело поражение. Центральной Раде посчастливилось опереться на части, бежавшие с фронта от наступавших большевиков под командованием Муравьёва. Против восставших выступили дружина Польской военной организации, большую роль сыграли "сичевые стрельцы" Галицко - Буковинского куреня. "Сичевики" были, собственно, регулярными частями завербованными в Галичине и обученными Австро-Венгрией для войны против России. Восстание было утоплено в крови, погибло полторы тысячи человек, морги Киева были забиты трупами восставших. Там, где на трупах видны были следы жесточайшего, садистского издевательства - отрубленные головы, вспоротые животы и проч., киевляне знали: это лютовали галичанские "гости".
Ренегаты, предатели своего народа, веры, традиций, как раз и ненавидят преданных ими самой лютой ненавистью, стараясь отомстить им за собственное ничтожество и подлость.
В феврале, после изгнания из Киева Центральной Рады многие из жертв были похоронены в Мариинском парке. История этим не кончилась - но об этом в следующих постах.